Главная Архив документов

Программа формирования УУД

МОУ «Зотинская СОШ»

Пояснительная записка

Программа формирования и развития универсальных учебных действий (далее программа УУД)  на ступени начального общего образования составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООПНОО), разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС).

Программа УУД направлена на реализацию главных  ценностных ориентиров начального образования:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

-  формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

В основе программы лежит системно -  деятельностный подход.

Предназначением программы является создание условий, способствующих формированию и развитию способностей и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия.

Под универсальными учебными действиями мы понимаем «умение учиться», как способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки мы рассматриваем, как средство формирования целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Функции УУД:

1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. Создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

3.Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий  выделяются четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

•          личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

•          действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

•          действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

•          целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•          планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•          прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

•          контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

•          коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

•          оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

•          волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

•          самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

•          поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

•          знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•          умение структурировать знания;

•          умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

•          выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•          рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•          смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

•          постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

•          планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

•          постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•          разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

•          управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•          умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Программа формирования универсальных учебных действий  осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Данная программа предполагает организацию формирования УУД с учетом специфики младшего школьного возраста и постепенного перехода от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно - разделённой деятельности.

Программа УУД является основой для реализации предметных программ по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, ИЗО. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Сформированность УУД в данной программе будет прослеживаться через обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Под оцениванием мы понимаем внутренний и внешний контроль с помощью форм и методов, взаимно дополняющих друг друга.

Систему оценивания выстраиваем в рамках реализации программы таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Особенностями системы оценки  являются:

•          комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

•          использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

•          оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

•          оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

•          сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

•          использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

•          уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

•          использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

•          использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

•          использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

 

Планируемые результаты формирования и развития УУД представлены в Таблице №1, которая предусматривает сформированность результатов по формированию УУД.

 

Список используемой литературы:

1.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

2.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. 2–е изд. – М. : Просвещение, 2011 г.

3.         Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). – 2 –е  изд., перераб, - М. : Просвещение, 2010 г.

4.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. / под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.

5.         ФГТ

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (dux.zip)dux.zipПрограмма духовно-нравственного развития32 Kb
Скачать файл (fgos_izo.zip)fgos_izo.zipИзобразительное искусство36 Kb
Скачать файл (fgos_lit.zip)fgos_lit.zipЛитературное чтение30 Kb
Скачать файл (fgos_math.zip)fgos_math.zipМатематика55 Kb
Скачать файл (fgos_okr.zip)fgos_okr.zipОзнакомление с окружающим миром36 Kb
Скачать файл (fgos_rus.zip)fgos_rus.zipРусский язык43 Kb
Скачать файл (uud_tab.zip)uud_tab.zipТаблица №157 Kb
Скачать файл (ZiBOJ.zip)ZiBOJ.zipПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни21 Kb
Обновлено 26.04.2012 04:18